Заголовок страницы

История LeapspringТренингиКонтактыО Кикине В. В.Творчество Кикина В. В.Великие для меняИстория LEAPSPRING
Свои знания на их мысли Игры разумаБизнес, спорт и LEAPSPRINGСтатьиЗапишитесь на консультациюЛюди о LEAPSPRINGСистема добровольной сертификации LEAPSPRINGНаука о разуме человекаНаука о разуме человека

Наука о разуме человека

Влияние коэффициента значимости в смысловой сфере человека на возникновение инфаркта миокарда

Впервые сделано открытие центра координации умственно-эмоциональной и сердечной деятельности и выявлены механизмы лечения болезней сердца.   

На материале эмпирического исследования рассматривается развитие инфаркта  миокарда в результате отрицательной направленности коэффициента значимости в  когнитивно-эмоциональном, оценочном плане. Репрезентация ситуации как значимого  события - его переживание и осознание - смыслообразование, изменение личностного  отношения к самому себе с переводом коэффициента значимости в отрицательную  направленность при кризисном переживании человеком невозможности осуществления  внутренней необходимости его жизненных замыслов. 

  Ключевые слова: позиция человека как личности, отношение личности, кризисное  переживание, коэффициент значимости, центр стабилизации работы перикарда,  инфаркт миокарда. 

Целью настоящей работы явилась эмпирическая проработка теоретических  представлений о взаимосвязи возникновения инфаркта миокарда при изменении  коэффициента значимости с положительной в отрицательную направленность в  результате кризисных переживаний. То, с каким контекстом соотносит человек свою  жизнь (из чего он черпает смысл своей жизни). 

Актуальность проблемы: Современные экономические и социальные условия существенно изменили требования к  специалистам всех областей. На сегодняшний день встает остро вопрос о нахождении  тех психологических механизмов, которые влияют на работу сердечной деятельности  при возникновении кризисных переживаний. Формирование защитных механизмов на предотвращение развития инфаркта миокарда  защищает специалиста в его профессиональной деятельности от больших  психодинамических перегрузок, где ставится уже вопрос о жизни человека, а не  просто о некотором аспекте потери здоровья.

 Целью исследования является разработка теоретических психофизиологических  факторов являющихся ключевыми в механизме возникновения инфаркта миокарда.  Экспериментальное изучение этих ключевых факторов позволит определить то  отношение личности, которое полностью бы исключало возникновение инфаркта  миокарда при критическом переживании. 

Объект исследования: специалисты высшего звена управления Сургутнефтегаза и  Сургутгазпрома. 

Предмет исследования: индивидуально психологические особенности, определяющие  позицию человека как личности. В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие гипотезы: 
1. Существует центр координации работы высших психических функций и работы  сердечной деятельности, обеспечивающей работу этих функций.
  2. Центр координации выравнивает их активность, тем самым, предотвращая их  пиковую нагрузку при кризисных переживаниях.
  3. Центр координации руководит работой перикарда (сердечной сумкой), которая  опосредованно влияет на работу сердца, его мышцы - миокарда.
  4. Психологическим фактором, являющимся ключевым, влияющим на величину сигнала  управления деятельностью перикарда служит коэффициент значимости личности, то в  какой векторной направленности он ориентирован при определении позиции  человека как личности в кризисном переживании.
  5. Коэффициент значимости личности - это тот критерий сознания, который как  мотиватор может координировать или дестабилизировать работу совместных функций -  высших психических и сердечной деятельности. 

Данная работа представляет собой одновременно итог предварительного исследования  проводимого мною с 1995 года на протяжении последних лет, и основание для  дальнейшего изучения психотерапевтического взаимодействия. Анализ карт  психосоматических детерминант позволил сформулировать собственный подход и  понимание механизмов возникновения инфаркта миокарда и той позицией человека как  личности, которой он придерживался в кризисных переживаниях. В чем же причина возникновения инфаркта миокарда? В силе эмоционального  переживания, с которой человек сталкивается при кризисном переживании? Это та  совокупность гормонов, которые мгновенно впрыскиваются в кровь эндокринными  железами при эмоциональных пиковых нагрузках?  Почему инфаркт миокарда не поражает ребенка, и его нет у душевнобольных? Их  эмоциональные пиковые стрессовые нагрузки намного превосходят нагрузки кризисных  переживаний.  Ответ на эти вопросы пришлось искать в изучении механизмов работы сердечной  деятельности. Очень кратко это сводится к следующему пониманию: сердце эмбриона  начинает биться (сокращается сердечная мышца - миокард) еще задолго до  возникновения крови. Сердце находится в сердечной “рубашке”, называемой  перикардом. Между сердцем и стенками перикарда вакуум. Каждый из этих органов  имеет свою вибрационную рабочую частоту. Изменяющаяся частотная характеристика  опосредованно может влиять на работу сердечной деятельности. Снижение частотной  характеристики перикарда изменяет его тонус и делает его как бы “повисающим” на  заключенное в нем сердце. Повышение частотной характеристики перикарда как бы “разгоняет” работу сердечной мышцы, в результате чего, систола более мощная и  количество крови, как расходная характеристика, повышается.
Работой перикарда руководит центр координации, расположенный в правой теменной  доле большого полушария головного мозга. Центр координации служит для выравнивания активности высших психических функций  и функций сердечной деятельности, ответственной за своевременное и качественное  снабжение головного мозга кровью. 
Мышление относится к одному из самых сложных психических процессов, являющихся  предметом исследования ряда наук от философии до психологии и медицины. Мышление - это один из основных психических процессов обобщенного и  опосредованного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление  теснейшим образом связано с другими психическими процессами - восприятием,  представлением, воображением, памятью, вниманием. Но оно распространяется дальше  в силу своего обобщенного характера отражения действительности. Именно этот  показатель - снижение и искажение процесса обобщения - является одним из  основных направлений при определении патологии мышления. Мышление, не только отражение и познание действительности, но и ее продукт,  результат развития общества в целом, его уровень развития. Вот почему психология  изучает процессуальные явления мышления, связанные с мотивами мышления, его  целями, этапами, уровнями сознательности и подсознательности, видами,  индивидуальными особенностями, личностными и социально-психологическими  проявлениями. Используя классический метод наблюдения за субъектом мыслительной  деятельности, автором проведен анализ составляемых карт психосоматических  детерминант, в которых отражены: эмоциональные переживания субъекта, его  действия, закрепление его умственных усилий в образах их предпочтительного  использования (тех или иных образов), его речевое поведение в кризисном  переживании.
Так, что же такое мышление и как оно связано с сознанием? Мышление есть  опознавательный признак присутствия сознания, это та совокупность свойств  объекта, на основании коих производится опознание объекта как относящегося к  определенному классу - Человек.Каждому человеку известно, что он обладает сознанием, то есть, способен  осознавать окружающий мир и собственные переживания. Сознание присуще только  человеку, даже у эмбриона человеческого оно есть. Американские врачи сняли фильм  о переживаниях зародыша в момент подготовки и проведения аборта, показавший,  что эмбрион полностью осознает все происходящее и адекватно в эмоциональном  плане реагирует на него. Так давайте же задумаемся над тем, что есть сознание. Тысячелетние раздумывания над загадками сознания не приводили к успеху. Сознание  оставалось самым очевидным фактом личного опыта каждого и в то же время самой  таинственной вещью на свете. Философы создали вокруг сознания ореол мистики (слово “мистика” с греческого означает “таинственный”). И только психологи не  хотели смириться с той тайной и стали изучать сознание в специальных  экспериментах, как это и положено науке.

Мне  удалось провести серию экспериментальных  исследований по выявлению, как Сознание и его опознавательный признак -  мышление, в случае ошибок восприятия, неправильной интерпретации, искажения  позиции человека, как личности, приводят к различным заболеваниям: рак,  системная красная волчанка, мастопатия, инфаркт миокарда. Вам предлагается такой  способ рассуждения, где непонятное и неясное становится очевидным, т.е. Вы  получаете объяснение сложного через простое. Сначала давайте уточним, что есть  позиция человека как личности - это совокупность психологических, субъективных  отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям  и самому себе.
А теперь возьмем любое значимое событие и посмотрим, как ведет себя в нем  ребенок и как взрослый человек. Будем рассматривать эмоционально-оценочное  отношение и побудительно-действенное отношение (реализующегося в деятельности).
Если у ребенка, что-либо не получается, он реагирует на это криком, слезами,  иногда истерикой. После чего у него пропадает интерес к деланию этого или он на  время прекращает это занятие. На вопрос: 
- Что с тобой? 
Следует ответ: 
- У меня не получается!! 
или: 
- Оно не хочет делаться!!! 
Отношение к действию отодвинуто в сторону, прекращено. При этом у ребенка  существует низкая критичность по отношению к своим действиям. Свои действия он  может переносить и на других людей и животных. На вопрос:
- Кто разлил это? 
Может последовать ответ:
- Кошка! Дядя! Ты!
Это компонент наглядно-действенного мышления. Вторым видом мышления,  составляющим доминанту поведения ребенка, является наглядно-образное мышление,  где основной единицей является образ. У него еще отсутствует способность  абстрагирования от первичных признаков до перехода к более высокому обобщению.
На более поздних этапах онтогенеза развивается ведущий для человека вид мышления - словесно-логический. Основной единицей выделяется понятие, отражающее общее  для явления. Понятийное мышление - это всегда осознанное вербализованное мышление. Понятийное мышление является ведущим для взрослого человека. Более того, оно  пронизывает и подчиняет себе и допонятийные виды, которые теряют свой  первоначальный вид, и становятся смешанными с выделением наглядно-действенных  или наглядно-образных признаков. Мышление взрослого человека - это структура,  включающая признаки всех трех видов. А теперь вернемся к ребенку. Как он  воспринимает себя? Его ответ: “Я хороший!” Он это знает всегда и защищает  всегда. Ему сразу при рождении так было сказано. Он это понял и принял. Если он  что-либо, как “делатель” делает и оно у него не получается или является, с  точки зрения взрослого человека, т.е. его “оценщика” - плохим, то ребенок от  этого всячески открещивается. Он не понимает взрослого, который взрывается на  опрокинутую кружку с водой: “Ты гадкий, ты плохой!” Ребенок не может вынести  понижение своего коэффициента значимости личности в отрицательном векторном  направлении. От бессилия он может заплакать, но все равно он скажет, так как  знает это наверняка: “Я хороший! Я хороший!!!” Ему невдомек, что взрослый все  перепутал в своей речи, он перепутал “личность” и “поступок - действие”. Он  сделал перенос “делателя” на саму личность в своем понятийном мышлении, да еще  пробует воззвать к чувству вины:
- Ты виноват!
- Я не виноват, я не виноват, я хороший!
Эти возражения взрослый уже не воспринимает.
А теперь спросим взрослого:
- Ты, хороший?
В ответ - заминка, так как взрослый начинает вспоминать, а что хорошего он  сделал, чтобы быть так оцениваемым.
- Ты любишь Себя?
Вопрос уже посложнее. Следует, зачастую, встречный:
- За что?
- Да не за “что”. Любишь себя?
- Нет! Не заслужил!
Оказывается, чтобы себя любить нужно это еще делами заслужить. Вот вам и  социальное воспитание, вот вам и поворот мышления, где осознание себя и действия  нераздельно переплетены. Взрослый, попавший в кризисное переживание, напрямую  связывает свою личность с теми негативными событиями или процессами, которые  пробует оценить. Эмоционально - оценочное отношение к действительности толкает  его на критику себя, как личности:
- Я дурак, я кретин, скотина, я не предусмотрел этого...
Произошел перенос действия (события) на оценку личности с переводом коэффициента  значимости в отрицательную векторную направленность. Чем жестче идет оценка себя  как личности, тем дальше уходит оценочный модуль в отрицательный вектор. При этом падает сила импульса в центре координации и сигнал управления  перикардом понижается, что в свою очередь создает “повисание” сердечной сумки  на сердце. Вот вам и инфаркт миокарда. Это равносильно, что на вас свалилась  мокрая брезентовая палатка, и вы пробуете выбраться из-под нее.  А ведь сбоя сердечной деятельности не произошло бы, поведи Вы себя в кризисном  переживании несколько иначе в эмоционально-оценочном отношении к  действительности:
- Я - хороший, но у меня так получилось, я - хороший, а вот мои действия плохие,  гадкие, непредусмотрительные, я был не настойчив в своих действиях, мне лень  было потратить еще силы для решения этой задачи.
И инфаркта бы НЕ БЫЛО! Все были бы живы. Сознание нам нужно для познания мира и  самого себя. Но нельзя забывать, что жизнеобеспечение организма носит  автоматический, рефлекторный характер. Для непосредственного решения задачи жизнеобеспечения сознание не только не  нужно, оказывается, оно может мешать, если мышление нарушает спасительный  автоматизм организма.
Мышление по отношению к себе должно быть позитивно, а вот к действиям уже, как придется. И это нельзя путать и смешивать, как изначально не путают этого дети  “Я хороший!”. Вот почему у них нет инфарктов, связанных с неправильной оценкой  Себя как личности. 
В повседневной жизни мы переходим из одной ситуации в другую, общая совокупность  которых, и образует наше жизненное пространство. Человек не просто существует в  некоей ситуации, но интерпретирует события и складывающиеся обстоятельства своей  жизни, что и определяет его отношение к ним, их эмоциональное переживание и их  значение в его жизни.
Вот почему важно знать их восприятие и интерпретацию самим человеком, его оценку  себя как личности и оценку его как делателя (специалиста). Если оценка себя как  личности осуществляется с позиции негативного результата специалиста, т.е., идет  перенос поступка и действия деятельности на личность, мы имеем отрицательный  вектор направленности коэффициента значимости личности. И тут недалеко до беды:  жмет сердце и уже нечем дышать. К нам в гости, а кому и насовсем спешит инфаркт  миокарда.
    А вот другой типичный случай. Человека назначили на большой пост. И он из  простого человека, коим себя считал всегда, превратился в чиновника, решающего и  могущественного. Здесь опасность не меньшая, так как не разделение себя как  личности и полномочий значимых действий чиновника, создают ситуацию, когда  гипертонический криз может мгновенно прервать карьеру. Это удел тех, кто даже  ночью спит, не снимая с себя важной ответственности места. Завышена самооценка  себя как личности и подменена оценкой значимости действий специалиста. Мы имеем  положительный вектор направленности коэффициента значимости личности, уходящий в  заоблачную даль непогрешимости и могущества поступка и действия. Но команда на  действия всегда включает все органы на борьбу, бег, ЦНС по своей симпатической  ветви управляет органами и системами организма, приводя его в “боевую  готовность”. Вот и спит чиновник в постели в “боевой готовности” и расслабиться  не может. Там, где всегда напряженно, там и давление соответствующее. Инсульт  караулит чиновника, его присутствие ожидания написано у них на лицах, надменных  и важных своей чрезмерной, неадекватной ситуации значимостью. А сердце  испытывает аритмию и тахикардию.
Если модуль значения коэффициента значимости равен от 1 до 5, то при любом  векторе направленности сердечная деятельность работает в согласовании с работой  высших психических функций. При значениях К.зн. по модулю |10-20| при  отрицательном векторе направленности мы готовы встретить инфаркт миокарда, при  положительном векторе направленности за 25-30 единиц, можно ожидать  гипертонический криз. Дети и умалишенные этого себе не позволяют.

Октябрь 1997г.

к оглавлению раздела в начало

Москва, ул. Остоженка, д.3
E-mail: dr.kikin@mail.ru

(c) LEAPSPRING all rights reserved
 © Программинг, дизайн: Петр Самин, Геннадий Стребков

 

История Leapspring Тренинги Контакты